Фрагменты курса ШЭЛ
Отрывок из курса Сделать Себя: СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: ОБРАЗОВАНИЕ И ЖИЗНЕННЫЙ УСПЕХ
Личный успех в современном обществе определяется уникальными знаниями, специфической квалификацией, которой владеет человек. Как это ни покажется парадоксальным провинциальному сознанию, эти знания - главный капитал человека, который позволяет ему войти в состав глобальной мировой элиты, которая формируется ныне вовсе не по принципу владения некой собственностью.
Мир меняется. С 1968 по 1977 год в Соединенных Штатах реальный доход рабочих (с учетом инфляции) вырос на 20 процентов, и это увеличение не зависело от уровня их образованности. Люди с незаконченным средним образованием повысили свой доход на 20 процентов, выпускники колледжей - на 21 процент.
Но (!)
за последующие десять лет разница в уровне образования стала решающим фактором. С 1978 по 1987 год доходы в целом выросли на 17 процентов, однако заработная плата работников со средним образованием фактически упала на 4 процента, а доход выпускников колледжей повысился на 48 процентов. Число рабочих мест, не требующих высокой квалификации, резко сокращается, и тенденция эта сохранится в будущем . Как раз в эти годы США и стали мировой сверхдержавой, специализирующейся на производстве наиболее высокотехнологичных благ.
По данным М.Линда, с 1979 по 1985 год доходы выпускников колледжей выросли на 8 процентов, а людей со школьным образованием упали на 20 процентов. Глобализация экономики с уже 1972 по 1985 способствовала повышению суммарных доходов высокообразованных работников на 33 млрд. долл. и снижению доходов средних рабочих на 46 млрд.долл.
В 80-е годы реальная заработная плата для имеющих высшее образование мужчин увеличилась на 13 процентов, а для имеющих незаконченное высшее образование снизилась на 8 процентов. Для мужчин со средним образованием почасовая ставка сократилась на 13 процентов, а те, кто не окончил даже среднюю школу, потеряли 18 процентов заработка.
В 1979 году недавние выпускники высших учебных заведений получали на 23 процента больше, чем окончившие среднюю школу, а в 1989 году эта разница выросла до 43 процентов. Для лиц мужского пола более старшего возраста она также увеличилась - с 42 процентов в 1979 году до 65 процентов в 1989 году. Для женщин эта разница оказалась еще существеннее: среди более молодых она увеличилась с 32 до 54 процентов, а среди женщин постарше - с 36 до 70 процентов.
На протяжении 1973-1997 годов заработная плата американцев, не получивших высшего образования, стабильно снижалась (с 12,5 до 10,9 долл. в час в ценах 1997 года). Растущую бедность низкоквалифицированных работников в США вызывает несоответствие между все более высокими требованиями, предъявляемыми работодателями к персоналу, и уровнем квалификации, с которым молодежь выходит на рынок труда.
К концу 1997 года заработная плата среднего промышленного рабочего (13,62 долл. в час) превысила доходы служащих без специализированного образования в банковском бизнесе, страховании и сфере риэлтерских операций (13,46 долл. в час). Зато носители уникальных знаний и опыта в любой сфере общественного производства стали получать доходы, несоизмеримые со средней оплатой персонала в той или иной отрасли.
Анализируя эти факты великий русский социолог В.Иноземцев показал, что сегодня роль информационных работников в структуре общественного производства стала обеспечивать дополнительные доходы фактически вне зависимости от уровня спроса на высоко квалифицированные кадры, получившие широкие возможности альтернативной занятости. В новых условиях некоторые весьма успешные компании начинались с инвестиций всего в несколько долларов ; именно к этому периоду относится возникновение большинства столь известных сегодня компьютерных корпораций.
Потребности в рабочей силе стали выражаться не столько в количественных, сколько в качественных показателях. Если в 1967 году в штате Дженерал моторе состояло 870 тыс. человек, то самая высокооцениваемая корпорация сегодняшнего дня, Майкрософт , имеет персонал, не превышающий 20 тыс. человек; рыночная же оценка ее такова, что удельная стоимость компании в расчете на одного занятого (включая вспомогательный персонал) составляет около 15 млн. долл.
Инвестировать в свое образование выгодно
В 50-е и 60-е годы в США обучение в колледже, затраты на которое в этот период редко превышали 20 тыс. долл., давало возможность дополнительно заработать 200 тыс. долл. в течение тридцати лет после окончания учебного заведения. Уже тогда не было другой формы вложения капитала, способной окупить себя в десятикратном размере, принося в среднем 30 процентов годового дохода на протяжении тридцати лет. Поэтому если в 1940 году в США менее 15 процентов выпускников школ в возрасте от 18 до 21 года поступали в колледжи и другие высшие учебные заведения, то к середине 70-х этот показатель вырос почти до 50 процентов.
В 70-е и 80-е годы ситуация изменилась весьма кардинальным образом. Затраты на получение образования, необходимого для работы в высокотехнологичном производстве, сегодня в пять раз превосходят все прочие расходы американца, японца или европейца - на питание, жилье, одежду и так далее, - осуществляемые до достижения будущим работником совершеннолетия.
Эти затраты, составляющие не менее 100 тыс. долл., превосходят даже среднюю стоимость производственных мощностей, на которых будущему специалисту предстоит трудиться (Для США 80 тыс. долл., для Европы и Японии 65 тыс долл.).
Почему же целесообразно тратить такие деньги? Потому же, почему целесообразны любые инвестиции: они окупаются.
В 1992 году в США работник с дипломом колледжа мог заработать на протяжении всей своей карьеры на $600000 больше, чем специалист, получивший лишь среднее образование. Обладатель докторской степени зарабатывал на $1600000 больше выпускника колледжа и на $2200000 больше обладателя среднего образования. Инвестиции в получение образования этого уровня, составляющие порядка $110000, окупаются в течение 30 лет уже в 20 раз, и норма рентабельности продолжает возрастать с небывалой скоростью.
В России сейчас еще более яркая ситуация. Оплата годичного курса ординарного высшего образования составляет примерно $400, в то время как полученная в нашем Университете специальность позволяет зарабатывать $300-$600 в месяц уже в начале карьеры.
Стандарт образования и его динамика
В последнее время изменились требования к образованию. То, что было высшим образованием в индустриальную эпоху, становится по сути средним уровнем образования в постиндустриальную. В результате в 90-е годы доходы лиц с высшим образованием на Западе не обнаруживали заметного роста.
Достигнув в 1972 году максимума в 55 тыс. долл. (в покупательной способности 1992 года), они стагнируют на этом уровне и даже падали на 2% в 1987-1993 годах. Это означает, что сегодня выпускники колледжей оказываются средними работниками по отношению к получившим высокий уровень послевузовской подготовки или специфическое выше-высшего образование. Сегодня ценится уже не столько уровень образования, то есть информированности, сколько креативная подготовка, то есть способность к созданию нового, к самостоятельной творческой деятельности.
Пока со второй половины 80-х доходы лиц с незаконченным высшим образованием стагнировали, работники со степенью бакалавра увеличили свои доходы на 30 процентов, а обладатели докторской степени - почти вдвое. Как показал Л.Туроу, в новой, основанной на знаниях постиндустриальной экономике только специалисты высочайшей квалификации могут претендовать на увеличение реальной заработной платы.
Среди мужчин сегодня лишь категория обладателей ученых степеней от магистра и выше имеют с странах постиндустриального ядра более высокие доходы, чем 25 лет назад. Масштабы относительного сокращения заработной платы оказываются все более значительными и составляют 3 процента для выпускников колледжа, 29 процентов для лиц с полным средним образованием и 31 процент для не закончивших среднюю школу.
Становление постиндустриальной цивилизации развивается на основе нового качества современного образования и нового отношения к нему новой элиты наций, составивших ядро постиндустриального мира. Обучение рассматривается ими как процесс, продолжающийся всю жизнь. В различные ее периоды и на разных уровнях мастерства людям необходимо будет изучать разные вещи. Постиндустриальное общество характеризуется тем, что предоставляет все возможности для продолжения образования.
Сегодня квалифицированный специалист или участник социальной группы, все чаще рассматривающейся как класс профессионалов, становится собственником того интеллектуального капитала, который стал основой нового типа собственности, адекватного постэкономической эпохе, и получает новую степень свободы. Однако вхождение в этот класс требует уже не просто диплома колледжа, а высочайшей квалификации и богатого опыта.
Образование и доходы менеджеров
Сегодня производительность труда в компании куда больше зависит от специфической компетентности менеджера, чем от рядовых сотрудников. В результате производительность в американских компаниях теперь растет при стабильной и даже снижающейся оплате труда рядовых работников. В то же время зарплата менеджеров резко растет, опережая рост производительности, пропорционально вкладу менеджмента в этот рост.
С 1990 по 1995 год заработная плата рабочих в ста крупнейших американских компаниях выросла на 16 процентов, корпоративная прибыль - на 75, а вознаграждение их руководителей увеличилось на 96%. В 1996 году прибыль компаний, входящих в индекс S&P500, поднялась еще на 11 процентов, а доходы управляющих - на 54 процента.
В 1996 году не менее 20 руководителей американских компаний получили в виде заработной платы и бонусов свыше 20 млн. долл. Каждый. Трое из них (Л.Косе из Грин Три Файнэншиал , Э.Гроув из Интел и С.Вейль из Трэвелерс Груп ) - почти по 100 млн. долл. В 1997 году доходы лидера этой когорты, президента Трэвелерс Груп С.Вейля превысили 230 млн. долл. С учетом прочих компенсационных выплат доходы Р.Гойзуеты, президента Кока-Колы , составили в 1996 года более 1 млрд. долл. А всего в 1997 году средний доход руководителей крупнейших американских компаний превышал среднюю заработную плату их персонала в 326 раз.
Если ранее большую часть доходов присваивали владельцы капитала, то сегодня богатым классом стали менеджеры. Они сумели занять эту нишу лишь потому, что оказались впереди процесса постиндустриализации, вовремя сделав ставку на специфическое суперобразование. Более 60 процентов из них окончили колледжи, имеют степень бакалавра или доктора, причем 40 процентов - в области экономики и финансов или в юриспруденции. Но главное - они показали удивительную склонность к обучению в процессе всей своей карьеры, максимально инвестируя в него. В результате они стали носителями уникального знания о рыночной стратегии компании и ее задачах.
Результатом стало быстрое повышение их доходов сравнительно со средним уровнем по стране. Они выросли с $35 на $1, зарабатывавшийся рабочим в 1974 году, до $120 в 1990-м, $225 в 1994-м, $400 в 1997. Постиндустриальные специалисты-менеджеры оправдывают эти затраты. На протяжении периода, когда Кока-Колой руководил Р.Гойзуета, капитализация компании росла на 25 процентов в год, а ее рыночная цена увеличилась с 4 млрд. долл. в 1981 году до 150 млрд. долл. в 1997-м.
Новая реальность заключается в том, что власть должна выражаться не только через авторитет руководства, но и через специфические знания и опыт. Там, где этим законом пренебрегают, бизнес очень быстро оказывается на обочине постиндустриальной цивилизации. Национальные культуры, не осознавшие этого фактора, немедленно впадают в нищету, а страны государства в течение нескольких лет оказываются нищей периферией глобальной экономики, по сути дотируемой ее ядром.
Нищета малообразованных слоев неизбежна
Теперь экономический рост не может обеспечить низкоквалифицированных работников прилично оплачиваемыми рабочими местами, как во второй период индустриальной эпохи.
Становление постиндустриального мира порождает новый тип социального расслоения в рамках его ядра. Обнищание среднего американского работника, а в ближайшей перспективе - ординарного работника и в других странах, вызваны его неспособностью к деятельности креативного характера, требующую творческих подходов и неординарных решений.
В постиндустриальном обществе лишь образование дает необходимую гарантию, что семья не окажется в нищете.
Уже сегодня доля белых американцев с дипломом колледжа, находящихся сегодня по разным причинам ниже черты бедности, составляет около 2%, а негров - менее 4%. У лиц с неполным средним образованием 31% нищих белых и 51% нищих негров!
В середине 90-х годов в США зависимость нормы безработицы от уровня образования стала крайне очевидной и резкой. Доля безработных среди выпускников колледжа и лиц, не имеющих полного среднего образования, в Канаде (7,3% против 14,3%) и Франции (6,8% и 14,7%) отличалась почти вдвое. В США разрыв достиг четырех раз (3,2% против 12,6%). К началу 90-х годов только 59% лиц без полного среднего образования были заняты на постоянной основе. Выпускники колледжей, будучи уволены, на 18% чаще, чем работники со средним образованием, вновь трудоустраивались с прежним уровнем заработной платы. Для последних потери в доходах на новом месте работы составляли в среднем 5%-7%.
Фактор образования определяет социальное положение человека с высочайшей корреляцией. С 1985 по 1995 год отношение средней заработной платы лиц, имеющих высшее образование или ученую степень, к средним доходам выпускников школ выросло в США более чем на 25 процентов и продолжает расти.
Войти в элиту
На раннем этапе становления национальной постиндустриальной элиты войти в нее относительно просто. Необходимо лишь достаточное честолюбие, достаточные (не обязательно выдающиеся) умственные способности и здоровье, высокая работоспособность и адекватное понимание перспектив развития, готовность напрягаться ради достижения этой цели и не отвлекаться на соблазны уходящего индустриального мира. Но далее ситуация ужесточается.
Постиндустриальная элита, как любой правящий класс прошлых обществ, по мере формирования становится все более корпоративной и репрессивной к "выскочкам". Закрепляет ситуацию имущественное расслоение. В США, где этот процесс пошел раньше всех с 1970 по 1990 год средняя стоимость обучения в частных университетах выросла в 5,7 раз. Так как потребительские цены выросли в среднем лишь в 2,5 раза, относительная стоимость образования возросла в2,3 раза в силу роста его специфичности и дифференцированности, рыночной стоимости как инвестиционного ресурса, высокого спроса со стороны дальновидной молодежи, составившей ныне новый правящий класс США.
Постиндустриальная элита требует нового типа образования. Важен не только формальный набор знаний по дисциплинам, а практически-ориентированное знание, способность творчески ставить и решать задачи. Доходы преподавателей и профессоров в США растут в четыре раза медленнее стандартной зарплаты их выпускников, создающих собственные предприятия или работающих по контракту.
Основой власти нового правящего класса становится собственность на главный ресурс постиндустриального производства, то есть информацию и знания. Более того, этот класс по сути способен осуществлять производственный процесс, т.е. создавать новые информацию и знания, без непосредственного участия других социальных групп. Он станет предъявлять спрос разве что на личные услуги.
Независимость нового правящего класса от прочих будет нарастать по мере становления постиндустриальной цивилизации, нарастания доли третичного и четвертичного секторов в общественном производстве. Возникновение пятеричного сектора не только закрепит позиции этого класса в западном обществе, но и приведет к его дополнительному расслоению. Собственность на специфические ресурсы, необходимые для формирования мотивации окажется инструментом власти в новом обществе.
2 - Сделать Себя
* ВСЕ НАШИ ПРОБЛЕМЫ - В НАС САМИХ
* БЛОК 3: СТРАТЕГИЯ ВАШЕЙ СВОБОДЫ______ Из урока 1: АТАКА НА ТОРМОЗА
* БЛОК 3: СТРАТЕГИЯ ВАШЕЙ СВОБОДЫ______Из урока 1 ОПРЕДЕЛИТЕСЬ С ЦЕЛЯМИ
* БЛОК 3: СТРАТЕГИЯ ВАШЕЙ СВОБОДЫ______Из урока 1: ЦЕЛИ, СВЯЗАННЫЕ С ПЕРВИЧНЫМИ ИНСТИНКТАМИ
* БЛОК 3: СТРАТЕГИЯ ВАШЕЙ СВОБОДЫ______ СТРАТЕГИЯ
* СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: ОБРАЗОВАНИЕ И ЖИЗНЕННЫЙ УСПЕХ
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий