6 - Власть
Введение______отрывок
Властью (личной властью) называется способность одного индивида (властителя) побуждать другого (серва) к необходимым властителю, желаемым им действиям.
Существует три способа такого побуждения: мотивирование, положительное стимулирование и отрицательное стимулирование. Мотивирование апеллирует непосредственно к структуре личности серва, воздействует на иерархию ее мотивов, структуру личности. Ненасильственное мотивирование производится посредством убеждения или внушения, которые возникают вследствие либо манипулятивных техник, либо добровольного принятия сервом авторитета, лидерства более актуализированной личности. Технологии насильственного мотивирования мы будем изучать в этом курсе.
Положительное стимулирование заключается в обещании и распределении тех или иных материальных или экзистенциальных наград, обусловленном в той или иной форме надлежащим исполнением сервом требуемых от него действий. Отрицательное стимулирование заключается в терроризировании личности серва, шантаже и угрозах, "отложенном насилии".
Все три метода властвования базируются на культурных феноменах, на усвоенных выросшим в рамках определенной культурной среды человеком стереотипах поведения, архетипах бессознательного, социальных запретах, предрассудках, верованиях и т.п. Они апеллируют также к первичным инстинктам, преломленным через эти культурные феномены, сублимированным и инверсированным.
Реальные формы властвования обычно основаны на сочетании всех трех методов властвования. Встретить чистые формы можно довольно редко, хотя они обычно бывают весьма эффективными.
Отношения власти-подчинения присутствуют практически во всех межличностных контактах. В рамках контакта каждый его участник стремится побудить другого к нужным ему из каких-либо соображений-ощущений формам поведения. Вопрос лишь в том, у кого это получается более эффективно.
Культурные (моральные) запреты направлены на максимальное сдерживание этих механизмов воздействия. Табуирование проявлений воли к власти делает нормального члена общества почти идеальной жертвой более свободного от общества и более умелого человека. Освобождение от моральных норм или обладание в силу принадлежности к некой особой среде (аристократия, криминалитет, орден, спецура, номенклатура и т.п.) специфической моралью открывает человеку путь к насилию и осуществлению власти над другими.
Такого рода властители, свободные личности, Uebermenschen, вступают в противоборство между собой с целью расширить пределы своей власти, ограниченные лишь противодействием других, реализацией их властного потенциала. В рамках этого противоборства формируются некие структуры разной степени стабильности - от криминальных банд до орденов и государств.
Государство заинтересовано в максимальной монополии на власть, на прямое и отложенное насилие. В силу этого оно формирует правовую систему, в рамках которой легальным объявляется лишь насилие со стороны принадлежащих к нему лиц - "государевых слуг", чиновников, офицеров. Насилие и иные формы реализации власти со стороны не принадлежащих к государству лиц запрещается уголовным кодексом, признаются криминальными.
Степень монополизации властных инструментов государством различна. Наибольшее внимание уделяется монополизации инструментов насилия, отрицательного стимулирования. Инструменты положительного стимулирования в разной степени легализуются для частных лиц или фирм, подвергаются тем или иным формам лицензирования и налогообложения. Например, дозволяется выплата за нужное хозяину поведение наличных денег при соблюдении жестких правил отчетности и налогообложения (зарплата), слабо санкционируется иные формы положительного стимулирования взаимных услуг (теневая экономика), жестко пресекается положительное стимулирование слуг самого государства со стороны частных лиц (взятка).
Инструменты мотивирования также находятся под неослабным контролем государства, хотя контролировать их особенно сложно. Поскольку инструментом мотивирования часто является сильная личность, актуализатор, государство или негосударственные криминальные структуры часто предъявляют претензию на подчинение такого лидера себе при помощи имеющегося в их распоряжении инструментария. Например, в средние века монополизация этого инструмента церковью сопровождалась разгулом инквизиции, охотой на ведьм и преследованием иноверцев, особенно евреев. В новое время репрессированию светским государством подвергаются диссидентствующие идеологи светского толка. Государство обычно стремится контролировать и деятельность религиозных сект, в особенности тоталитарного толка.
Отношениями власти-подчинения пронизана вся социальная среда. Отношения власти имеют личностный и непосредственный характер. В социологических теориях кроме власти неформальных лидерах говорят также о власти структур, о легальных полномочиях. На самом деле структуры и легальные полномочия являются лишь инструментами личной власти. Говорят также о власти политического лидера, государя, вождя над "подданными" через посредство неких структур. Но личной властью государь обладает лишь над теми, с кем непосредственно взаимодействует и то лишь при условии умелой реализации своих полномочий. То же самое относится и к любому чиновнику. Очень часто отдельный чиновник или офицер обладает реальной личной властью большей, нежели власть министра-президента-государя.
Политическая власть в отличие от личной имеет опосредованный характер. Ее реализация заключается в опосредованном побуждении людей, с которыми у властителя нет личного контакта, к тем или иным действиям или формам поведения. Власть здесь несколько абстрагируется, осуществляется по отношению к некоему статистическому среднему "интегральному человеку". Каждый член общества подвержен этой власти пропорционально тому, в какой мере его личность совпадает с той "интегральной", к которой апеллирует технология политической власти.
Здесь также речь идет о разных типах стимулирования. Например, мотивирование может осуществляться журналистом при помощи распространения определенной информации. Мотивирование может осуществлять и харизматический лидер, суперактуализатор, путем проповеди, личного воздействия на те или иные архетипы общественного бессознательного. Положительное и отрицательное подкрепление тех или иных действий может осуществляться через функционирование тех или иных государственных или общественных институций.
Этот курс посвящен лишь некоторым технологиям личностной власти. Приемы ненасильственного мотивирования мы уже изучали. Здесь мы поговорим о приемах мотивирования насильственного, о насилии как инструменте власти, об отложенном насилии как ее источники, о формах подчинения одной личностью другой личности.
Элементы власти
В теории власти Э.Канетти выделяются элементы, связанные с апелляцией к простейшим культурным архетипам и инстинктам. Канетти исследовал власть в отношении массы, "среднестатистического человека", у которого явно преобладают именно эти структуры психики. Следуя в русле Макиавелли и Ле Бона, Канетти обратил внимание на ряд интересных характеристик оперативной власти.
Прежде всего базовым элементом власти является отложенное насилие. Насилие это должно быть презентовано, его реальность не должна вызывать сомнения у жертвы, но реализация его должна быть отложена на неопределенный срок и обусловлена невыполнением рабом воли хозяина.
Второй составляющей власти оказывается скорость погони или нападения. Преимущество власти в скорости должно быть презентовано и не вызывать у жертвы сомнения. Скорость есть условие неотвратимости настижения властителем своей жертвы.
Власть выражается и в способности и умении задавать вопрос и получать ответ. Тайна есть суть независимости личности. Чем глубже проникает вопрошающий в эту тайну, тем сильнее его власть. Молчание есть защита, как и обман. Проницательность, разоблачение есть инструмент власти. Способность подобраться к самому сокровенному есть инструмент власти. Власть следователя и психиатра как разновидности следователя есть чистое выражение этого инструментария, а технология допроса или психоанализа - инструмент власти.
Тайна есть некое ядро власти. Обладатель тайны имеет некие преимущества. Обладание тайное создает преимущество перед конкурентами-претендентами. Государственная тайна, каково бы не было ее содержание, есть инструмент власти постольку, поскольку ее разглашение карается. Тайна технологии есть инструмент власти ее обладателя. Непостижимость есть защита властителя, угроза, сдерживающая посягательства на него и его власть.
Орденские системы, церкви, государства, криминальные системы строят свою структуру на иерархии посвящений. Сознание низшими ценности для всех членов корпорации тайны, которой обладают высшие, заставляет их высоко ставить самих этих высших, подчиняться им и охранять.
Концентрацией тайны называется отношение числа тех, кого она касается, к числу ею владеющих, хранителей. Тоталитарные режимы и диктатуры, тоталитарные секты и духовные ордена, спецслужбы базируются на высокой концентрации тайны.
Суждение и осуждение, вынесение приговора (вне зависимости от степени его легальности. Официальности и действенности) есть еще один элемент власти. Начиная от простого проклятия цыганки, действенного лишь настолько, насколько его воспримет бессознательное жертвы, и до смертного приговора, выносимого диктатором сам факт возможности осуждения есть проявление власти одного над другим.
Наконец, помилование, как отложенный или подчеркнутый снятием приговор, есть еще одно проявление власти. Помилование осужденного другим есть реализация более высокой власти или претензия на более высокую власть.
На базе зависимости одной личности от другой, отложенной угрозы насилия, тайны и непостижимости у личности формируется стремление к бегству от отложенного насилия. Актом власти является указание единственного пути к такому бегству - приказ. Приказ состоит из рационального и мотивирующего элементов. Рациональное содержание указывает и точно описывает путь бегства, а мотивирующий элемент - жало - сидит в самом человеке, в снятой форме интегрируя все элементы власти.
Всякий выполненный приказ оставляет свое жало в подчинившемся ему навечно. Постепенное нарастание приказов есть путь к усилению власти властителя над жертвой, сервом. Власть вырастает в динамике. Реализация существующей власти в выполненном приказе сама по себе усиливает и углубляет ее.
Интересно, что каждый отданный и выполненный приказ оставляет в отдавшем его некий страх, "отдачу". Приказ есть угроза насилия, отложенное насилие. Жертве нанесен удар, но она не убита. Это и порождает в бессознательном властителя страх, который нарастает с каждым отданным приказом. Средством снятия этого страха часто оказывается "переадресация источника", одна из форм бегства от свободы, перекладывание психологической ответственности на "вышестоящего", структуру, высшие силы и т.п. Этот механизм лежит в основе авторитарного комплекса, описанного Фроммом.
Масса, скованная страхом, обычно заинтересована в сплочении в процессе бегства. В силу этого она более восприимчива к приказу, к указанию направления бегства, чем отдельный индивид. Неважно куда - лишь бы вместе. Власть командиров и харизматических лидеров происхо...
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий